OLAP.ru   Rambler's Top100
Вы находитесь на страницах старой версии сайта. Перейдите на новую версию OLAP.ru
  
Поиск по сайту
Новости
Основы OLAP
Продукты
Business Objects/ Crystal Decisions
Каталог
OLAP в жизни
Тенденции
Download
Яndex
 
 
 
TopList
 

Инфраструктуры Интернет-аналитики для информационной экономики


Роберт Томпсон (Robert Tompson)
материал был размещен на корпоративном сайте компании Intersoft Lab

Большинство европейских телекоммуникационных компаний, клиентура которых насчитывает свыше четырех миллионов потребителей, стараются достичь преимущества в конкурентной борьбе путем предложения услуги онлайнового анализа выставленных счетов. Предполагается, что онлайновый анализ данных позволит потребителям постоянно оценивать и более обоснованно планировать свою онлайновую работу.

Рассмотрим гипотетический случай, когда крупный банк нуждается в срочном анализе миллионов записей по транзакциям по счетам с периодичностью в 60 дней и немедленном предоставлении данной информации потребителям. Как же подобная компания может решить такую грандиозную задачу, к тому же столь важную с точки зрения достижения преимуществ в конкурентной борьбе?

В таких случаях традиционные методы и стратегии бизнес-анализа (BI) не подойдут. Телекоммуникационная компания не может обеспечить необходимые бизнес-аналитические возможности миллионам мобильных клиентов таким же образом, как предоставляет их горстке своих менеджеров. Аналогично этому, наш гипотетический банк будет нуждаться в гибких и динамичных способах обмена данными и совмещении сложного бизнес-анализа с огромным числом своих клиентов. Существующий подход к бизнес-анализу просто не может предложить масштабируемость и гибкость на уровне, необходимом для эффективного бизнес-анализа в условиях нового Интернет-ориентированного информационного века. Организации, стремящиеся достичь успеха в Интернет-экономике, должны как можно скорее выйти за границы традиционного бизнес-анализа.

Рождение информационного века

Информационная эпоха, или информационная экономика, как ее обычно называют, существенно отличается от индустриальной и даже от близкой ей компьютерной эпохи, по сути, представляющей собой последние и наиболее актуальные разработки эпохи индустриальной. Компьютерная эпоха решала задачу повышения эффективности бизнеса за счет увеличения степени его автоматизации. Компьютеризация была, по сути, предпоследним достижением индустриального века - автоматизация "бумажной" работы представляла собой апогей индустриальной автоматизации. По прошествии нескольких десятков лет, посвященных компьютеризации, уменьшению размеров систем и реинжинирингу процессов, организации оптимизировали свою работу настолько, насколько это позволяла компьютеризация бизнес-процессов и автоматизация уровня индустриальной эпохи. Дальнейшее развитие уже не могло вызвать существенных изменений.

Такие изменения могли произойти только в результате использования информации. Тогда, на заре информационного века, для всех участников бизнеса стало очевидно, что основные экономические возможности скрыты в информации, бизнес-анализе и знаниях. Даже сегодня, на этом раннем этапе, все это не вызывает сомнений: движущей силой нынешней экономики является информация. Во многих отношениях информация - Интернет-аналитика (internet intelligence, II) - становится для новой экономики тем же, чем нефть и ее производные стали для экономики индустриальной: она превращается в "топливо" для приобретения знаний, управляющих производительностью в условиях нового тысячелетия.

Требования Интернет-аналитики

Ее требования существенно отличаются от требований бизнес-анализа в прошлом и даже в настоящем. Они настолько отличаются от сегодняшних бизнес-аналитических решений, спроектированных для клиент/серверных систем, что закономерно возникает вопрос, способно ли нынешнее поколение бизнес-аналитических решений перейти к необходимой в новых условиях распределенной II-архитектуре.

Самым очевидным требованием является наличие Интернет. Через Интернет предоставляется интернет-аналитика, однако его задачи гораздо шире, чем просто транспортировка данных между корпоративными системами и различными пользователями. Большая часть данных и средств преобразования данных в значимую аналитическую информацию также будут находиться где-то на просторах Интернет. II-решения в этой Интернет-информационной экономике должны будут максимально полно использовать новые возможности Интернет - например, предоставление актуальных данных и средств их анализа вместо простых отчетов с результатами.

К тому же, для достижения успеха в информационную эпоху II-решения должны обрабатывать достаточно широкий спектр неизвестных. Например, параметры отношений с провайдером данных, располагающимся где-то в Интернет, могут быть неизвестны. Аналогично, аналитические возможности и интересы II-пользователя также будут неизвестны и будут сильно отличаться для новичков и для высокопрофессиональных аналитиков. При этом местоположение пользователей, их настольных инструментов и систем и частота их обращения к II-решениям также совершенно неизвестны. И даже число пользователей будет неизвестно, хотя и очевидно исключительно велико.

Несмотря на то, что упомянутый выше европейский провайдер мобильной связи имеет точно 4 миллиона клиентских аккаунтов, нет никакой возможности заранее определить, какие из них станут пользователями предлагаемого компанией II-решения. Опять же неизвестно, с какой частотой пользователи будут обращаться к II-решению. И, наконец, - совершенно невозможно контролировать выбор пользователями определенных типов устройств. Будут ли они анализировать данные на своих персональных мобильных телефонах с IP-функциями и маленькими экранчиками, небольшим объемом памяти и ограниченными возможностями обработки приложений или же они воспользуются полномасштабными портативными или настольными системами, оснащенными крупноформатными Excel-таблицами или другими приложениями?

Все это кардинальным образом отличается от свойств нынешних бизнес-аналитических решений, спроектированных для сред с известными источниками данных и понятными данными. Аналитические интересы, профессионализм и инструментарий пользователей также хорошо известны, так как обычно сами пользователи представляют собой небольшую группу менеджеров и аналитиков среднего звена. Даже с учетом последних бизнес-аналитических решений (состоящих из клиент/серверных бизнес-аналитических систем, способных предоставлять броузеру результаты в формате HTML через web-интерфейс), источники данных, аналитические интересы и навыки наверняка известны. Неизвестно, по сути, только местонахождение пользователя, располагающегося "где-то в Интернет". Да еще число пользователей, которое будет несколько больше, чем для пользователей стандартных клиент/серверных бизнес-аналитических решений.

Несмотря на то, что бизнес-анализ через Интернет представляет собой шаг в верном направлении, максимум выгоды из него извлечь невозможно - этому мешает его клиент/серверное "наследство". Большинство нынешних систем действительно являются адаптациями тонкого клиента к инструментам толстого, доминировавшим в начале 1990-х годов. И большинство поставщиков до сих пор мыслят категориями из расчета на отдельного пользователя, не взирая на то, что с приходом Интернет-модели такие взгляды уже устарели. Однако как, например, наш уже упомянутый европейский провайдер телекоммуникационных услуг сможет прийти с поставщиком BI к соглашению по лицензии, рассчитанной на определенное число пользователей, если он не имеет ни малейшего представления о том, сколько его потребителей воспользуется этим II-предложением?

Новое II-решение

II-решение для информационной эпохи будет существенно отличаться от привычных сегодня BI-решений. Оно не только будет оснащено возможностями работы в Интернет - оно само по себе изначально спроектировано, построено и оптимизировано под Интернет. Такие новые II-решения распространят свою надежность и на серверную обработку информации, заменив ее на распространение информации и распределенную обработку приложений с помощью Интернет.

Кроме того, Интернет-аналитика опровергнет многие старые предположения BI о гомогенной природе и нерегулярном использовании бизнес-аналитических решений, а также об ограниченном числе их потенциальных пользователей. Вместо этого, вокруг нее будет мир, в котором бизнес глубоко вовлечен в непрерывную обработку информации и Инетрнет-аналитики постоянно меняющимся составом пользователей, обладающих различными аналитическими интересами, потребностями и аналитическими навыками.

В центре новой Интернет-аналитики разместиться понятие распределенной обработки информации. Уже сейчас компании продемонстрировали преимущества перемещения информации и обработки в среду Интернет. Но чтобы стать фундаментом информационной экономики, Инетрнет-аналитике необходимо еще приобрести распределенную архитектуру с возможностью объединения аналитических сред на пути от разрозненных и несопоставимых источников данных. Вместо простого распределения по пользователям результатов запросов через Интернет, новая Интернет-аналитика будет направлять поток актуальных данных пользователям виртуальных организаций, разбросанных по просторам Интернет. Таким образом, эти пользователи получат возможность анализировать, манипулировать и объединять данные из различных источников для различных целей, продиктованных их потребностями.

Например, банк может направлять поток данных потребителям в виде так называемой голограммы данных - сложной математической модели. В этом случае недоступные ранее большие объемы данных становятся легко и быстро доступными, позволяя осуществлять сложные клиентские запросы в считанные секунды.

Новая Инетрнет-аналитика вызовет к жизни и новый вид баз данных. Нынешние реляционные базы данных, игравшие центральную роль в клиент/серверном бизнес-анализе, на самом деле спроектированы для транзакционной обработки: они не оптимизированы под новые Интернет-аналитические потребности организации. Так же, как реляционные базы данных возникли с появлением клиент/серверной обработки, в конечном счете, вытеснив многообразие различных технологий баз данных, аналогично реляционные базы данных сегодня делят свои обязанности с другими технологическим подходами. В распределенной информационной Интернет-архитектуре, наряду с реляционными базами данных, которые по прежнему будут использоваться при обработке транзакций, ключевую роль будут играть новые типы баз данных, оптимизированные под многомерный анализ информации, представленной в различных форматах, схемах и структурах данных.

Нынешний клиент/серверный бизнес-анализ помог многим организациям использовать свои бизнес-данные для принятия более обоснованных бизнес-решений по традиционным бизнес-процессам. Однако с появлением Инетрнет организации столкнулись с принципиально новыми типами бизнес-процессов - от управляемых цепей поставок до полномочных клиентов и виртуальных организаций. Все это уже требует не бизнес-анализа, а новой Интернет-аналитики.

Как будут выглядеть II-решения в будущем? По тому, что мы имеем на сегодняшний день, II-решение будет оптимизировано для Интернет и построено на базе распределенной архитектуры. Оно будет использовать новые технологии баз данных, оптимизированные для гетерогенного многомерного анализа данных и эффективно работать с неизвестным заранее числом пользователей с неизвестными аналитическими интересами и навыками.

При этом совсем не все нынешние бизнес-аналитические продукты преобразуются в Интернет-аналитические. На самом деле, большинство возможно как раз откажется от этого. И это неудивительно: новый век и новая экономика неизменно порождает новые бизнес-инструменты. Информационные архитектуры уже исчезли в результате одной серьезной революции данной области. Кто теперь помнит системы EIS, существовавшие в конце 1989-х годов? Сколько успешных поставщиков EIS пережили инфраструктурный и модельный переход к BI? Переход к II и распределенным информационным архитектурам представляет собой такое же глубокое изменение, как и хост-клиент/серверная миграция, управлявшая переходом от EIS к BI. И он также выведет на рынок новых поставщиков, специализирующихся именно на Интернет-аналитике.

 Обсудить на форуме   Написать автору   Написать вебмастеру 

© 2001 Interface Ltd