OLAP.ru   Rambler's Top100
Вы находитесь на страницах старой версии сайта. Перейдите на новую версию OLAP.ru
  
Поиск по сайту
Новости
Основы OLAP
Продукты
Business Objects/ Crystal Decisions
Каталог
OLAP в жизни
Тенденции
Download
Яndex
 
 
 
TopList
 

ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ


Хранилища ERP-данных и приложения электронной коммерции решают весьма сходные проблемы и взаимно дополняют друг друга. Обе технологии, например, предусматривают такие базовые операции, как обеспечение доступа к данным, их форматирование и интеграцию. Грамотно выполненная система электронной коммерции обязательно требует интеграции Web-магазина, как и любых других клиентских приложений, с серверной ERP-системой обработки заказов и ей подобными производственными компонентами. Однако, чтобы наладить полномасштабную поддержку приложений электронной коммерции, инфраструктура хранения данных должна отвечать целому ряду дополнительных условий.

©Планета КИС, ©Cutter Corp.

Не секрет, что хранилища ERP-данных и приложения электронной коммерции решают весьма сходные проблемы и взаимно дополняют друг друга. Обе технологии, скажем, предусматривают такие базовые операции, как обеспечение доступа к данным, их форматирование и интеграцию. Грамотно выполненная система электронной коммерции обязательно требует интеграции Web-магазина, как и любых других клиентских приложений, с серверной ERP-системой обработки заказов и ей подобными производственными компонентами. Однако, чтобы наладить полномасштабную поддержку приложений электронной коммерции, инфраструктура хранения данных должна отвечать целому ряду дополнительных условий. В частности, необходим круглосуточный, без выходных дней доступ в реальном времени к самой свежей информации; нельзя забывать также об использовании современных технологий, включая XML и Java. И, наконец, хранилища данных, предназначенные для электронной коммерции, должны быть охвачены «обратной связью», те есть, обеспечивать выполнение транзакций на основе накопленных данных. А это требует оснащения хранилищ данных транзакционными функциями (они должны не только выполнять транзакции, но и поддерживать принятие решений).

Вот тут и возникает первая проблема. Системы планирования ресурсов предприятия, предлагаемые фирмами SAP (ее знаменитая R/3) и PeopleSoft значительно упрощают обработку транзакций на предприятии, однако мало чем могут помочь при принятии решений. Система SAP предлагает 15 тысяч загадочных таблиц, а в продукте PeopleSoft текущие данные практически невозможно декодировать для передачи в хранилище. Другая серьезная проблема – неспособность ERP-систем генерировать сложные отчеты. В результате компаниям зачастую приходится комбинировать данные продуктов SAP и PeopleSoft с информацией, полученной из других систем, которые не имеют ни малейшего отношения к управлению ресурсами предприятия и попросту игнорируются производителями средств ERP.

А ведь по мере развития электронной коммерции проблема поддержки решений в ERP-системах становится острой как никогда. Дело в том, что продукты управления ресурсами предприятий практически не имеют возможности найти и предоставить клиенту или партнеру ту информацию, которая нужна ему в данный момент. Он, скажем, не может оперативно проверить состояние своего заказа или узнать, какие счета были выставлены ему за последнее время и какие из них уже оплачены (PeopleSoft не предусмотрела накопление данных по предыдущим заказам, а SAP не подумала о комплексных потребительских отчетах).

Жизненно важным аспектом в новых условиях становится и производительность систем управления ресурсами предприятия, а ведь они вовсе не предназначены для быстрой генерации отчетов по запросам тысяч клиентов и партнеров. К тому же многие компании просто не хотят возлагать на свои ERP-системы решение других задач, опасаясь, что это начнет тормозить управление ресурсами предприятия. Что уж тут говорить об использовании таких продуктов в электронной коммерции! Кто решится открыть доступ к ним тысячам пользователей Интернета, постоянно запрашивающим данные о состоянии своего заказа?

О том, насколько трудно связать системы управления ресурсами предприятия с приложениями электронной коммерции, явствует из результатов исследования, недавно проведенного фирмой AMR Research. Из 800 опрошенных компаний лишь 15% или около того предоставляют своим клиентам и партнерам возможность проверять состояние заказа непосредственно на Web-узле и только от 5% до 10% позволяют им выполнять транзакции. Реальность такова, что, обратившись в онлайновый магазин большинства компаний электронной торговли, вы:

  • не сможете получить подтверждения своего заказа;
  • не сможете проверить наличие товара на складе;
  • не сможете изменить сделанный ранее заказ;
  • не сможете ознакомиться с историей своего заказа (узнать, не размещали ли подобный заказ другие служащие вашей компании);
  • не сможете оперативно проверить ход выполнения заказа (обрабатывается он, отправлен или подготовлен к отправке).

В самом деле, мало найдется узлов электронной коммерции, где уже налажена полная интеграция с серверными системами. В большинстве онлайновых магазинов полученный через Интернет заказ прежде всего поступает к служащему, который вручную вводит его в ERP-систему. Как правило, заказав что-нибудь в электронном магазине, вы быстро получаете в ответ сообщение типа "Доставка заказанной книги обычно занимает 2-3 дня". Но не думайте, будто система тут же проверила, есть ли нужная книга на складе, – это сообщение основано на предположении, что товар имеется в наличии. Если окажется, что его нет, вас уведомят, что книга заказана, или предложат другую такой же тематики. Подобные методы пригодны, конечно, для большинства компаний электронной торговли, предлагающих через "Всемирную паутину" сравнительно простые товары наподобие книг, ювелирных украшений или компакт-дисков. Но они едва ли удовлетворят те фирмы, которые торгуют сложным оборудованием, либо хотят предложить своим клиентам и партнерам проведение совместных операций через Интернет. Чтобы эффективно работать в таких направлениях, необходим очень высокий уровень автоматизации. А он попросту невозможен без тесной интеграции между клиентскими приложения электронной коммерции и серверными системами управления ресурсами предприятия, которые обслуживают такие жизненно-важные задачи, как обработка заказов, выставление счетов и производство продукции.

Доступ к ERP-данным в электронной коммерции

Существует несколько способов доступа к данным управления ресурсами предприятия из приложений электронной коммерции.

1. Прямой доступ

Прямой доступ предполагает непосредственной обращение к данным системы управления ресурсами предприятия. Вы получаете информацию и выполняете на ее основе транзакции. Достоинство такого подхода в том, что пользователь получает мгновенный доступ к самым свежим данным (например, о состоянии заказа или наличии товара на складе). Одновременно приложения электронной коммерции могут обращаться к бизнес-логике ERP. Но у прямого доступа к данным управления ресурсами предприятия есть и ряд потенциальных недостатков.

  • Время реакции системы может оказаться для электронной коммерции неприемлемо большим.
  • Система управления ресурсами предприятия может просто не справиться с объемами транзакций электронной коммерции.
  • Далеко не все ERP-системы способны работать круглосуточно без выходных.
  • Возникает проблема защиты конфиденциальной информации.
  • Может оказаться недоступной история транзакции.
  • Генерация комплексных отчетов может сказаться на производительности ERP-системы.

2. Метод промежуточного звена

Суть такого подхода состоит в извлечении данных из системы управления ресурсами предприятия и их передаче в систему ODS (она периодически синхронизируется с информацией из хранилища), где и производится обработка поступающих запросов.

Главное достоинство такого метода – разгрузка ERP-системы, которой больше не приходится иметь дело с обслуживанием клиентов непосредственно. Появляется возможность генерации отчетов по заказу пользователей, что было совершенно неоправданно в предыдущем варианте. Кроме того, клиенты и партнеры получают доступ к дополнительной информации (историческим данным, общей истории обработки транзакций, другим сведениям, не учитываемым в ERP-системах), а сама такая система может работать постоянно без каких-либо перерывов.

Но и здесь есть недостатки, главный из которых – задержка обновления данных в системе ODS, зависящая от периодичности синхронизации. Для поддержки принятия решений внутри компании это, возможно, и не большая беда, но в системах электронной торговли такое запаздывание может вызвать серьезные проблемы. Что будет, например, если ваш партнер или поставщик увидит на своем мониторе устаревшие данные о заказе, тогда как торговый представитель, с которым он разговаривает в данный момент, будет отвечать на основании самой свежей информации? В такой ситуации может сложиться впечатление, будто вы сами не знаете, что делаете, или вам неизвестно истинное положение вещей.

3.Комбинация метода промежуточного звена с прямым доступом

Как видно из заголовка, данный метод сочетает в себе использование промежуточного звена с непосредственным обращением к базе данных ERP. Здесь используется специальный механизм перемещения данных, а система ODS выполняет функцию посредника, который представляет данных, получаемые в реальном времени из системы управления ресурсами предприятия, хранилищ информации и других необходимых источников. При такой схеме необходим также механизм брокера (посредника), направляющий запросы конечного пользователя в хранилище данных или непосредственно в систему ERP в зависимости от потребностей заказчика.

 Обсудить на форуме   Написать автору   Написать вебмастеру 

© 2001 Interface Ltd