![]() |
Вы находитесь на страницах старой версии сайта. Перейдите на новую версию OLAP.ru |
![]() | ||||||
Поиск по сайту | ||||||
![]() | ||||||
Новости | ||||||
![]() | ||||||
Основы OLAP | ||||||
![]() | ||||||
Продукты | ||||||
![]() | ||||||
Business Objects/ Crystal Decisions | ||||||
![]() | ||||||
Каталог | ||||||
![]() | ||||||
OLAP в жизни | ||||||
![]() | ||||||
Тенденции | ||||||
![]() | ||||||
Download | ||||||
![]() | ||||||
| ||||||
![]() | ||||||
SAS Institute — стратегический партнер МПС в увеличении прибыльности транспортных услугАлександр Кургашов, Ирина Гладкова, READ.ME #7/1998 Технологии компании SAS Institute предназначены для создания единого информационного пространства, объединяющего данные о состоянии различных областей деятельности предприятия. Эти данные, интегрированные в едином информационном хранилище с помощью специальных средств SAS Institute, позволяют оценивать эффективность работы предприятия, прогнозировать перспективы его развития и осуществлять эффективное управление. В июле 1997 года между МПС РФ и SAS Institute было подписано стратегическое соглашение, предусматривающее установку системы SAS на всей сети железных дорог, на 17 ИВЦ. Для успешной организации работ по проектированию, разработке и эксплуатации Информационных хранилищ в ГВЦ МПС создана постоянно работающая группа — Компетентный Центр SAS. Задачи и проблемы информатизации МПСМПС — это огромная естественная монополия России, государственное коммерческое предприятие с разветвленной структурой. Каждый четырнадцатый гражданин нашей страны работает в системе МПС, 75% от общего объема перевозок всеми видами транспорта России выполняют железные дороги, и такая ситуация, по мнению специалистов, сохранится в обозримом будущем. Российская сеть железных дорог входит в единую управляемую сеть железных дорог СНГ. Так как железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью экономического комплекса России, все возникающие отрицательные экономические факторы немедленно отражаются на работе железных дорог. В частности, в этом году, по мнению работников МПС, объем грузовых перевозок уменьшился (соответственно, упала главная статья доходов железной дороги) из–за сокращения объемов производства в угольной, металлургической, лесной, горнорудной промышленности и падения цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Чтобы выжить и зарабатывать прибыль в современных экономических условиях, руководство МПС обращается к принципам современного бизнес–управления, налаживает обратную связь между оперативным управлением и внешней средой с помощью усиления маркетингового анализа. Прогнозируемый объем продаж транспортных услуг определяется в результате изучения спроса. На сегодняшний момент в качестве основных целей железнодорожной отрасли рассматриваются: рост прибыльности и производительности железной дороги в то время, как в недавнем социалистическом прошлом установкой было увеличение объема предоставляемых услуг (перевозить как можно больше грузов и как можно дальше). Изменение основополагающих целей означает, что соответствующие перемены, реорганизация (или модное слово — реинжиниринг) должны коснуться оргструктуры, функций предприятия, системы данных — всех главных компонент предприятия. Руководство МПС придерживается прогрессивных взглядов на управление, осознает проблемы, связанные с неоднородностью организационной структуры (на разных дорогах часто действуют и территориальный, и функциональный принципы управления), и осуществляет постепенный переход к безотделенческой структуре. Другим важным шагом в наведении порядка и одной из насущных проблем на всех уровнях хозяйственной деятельности МПС является внедрение управленческого учета, определение нормативных издержек (standard cost) и применение «справедливых» методов распределения накладных расходов, в том числе на основе калькуляции себестоимости по переменным издержкам (direct costing). Решение этой задачи играет большую роль для формализации целей с помощью системы финансовых показателей, а также для измерения отклонений в работе против запланированных показателей. Для управления современным предприятием, а тем более таким большим, как российская сеть железных дорог, нужны не только технологии менеджмента, но и развитые информационные технологии. Единой сети железных дорог СНГ соответствует единое информационное пространство. Для эффективного управления требуется наличие информационных технологий двух типов: поддерживающих принятие как оперативных, так и стратегических решений. По поводу второго типа решений заметим, что в сложной и нестабильной внешней ситуации требуется больше информации для принятия стратегических решений и возрастает роль компьютерных технологий обработки и анализа данных. Работы по применению вычислительной техники на железнодорожном транспорте начались еще в конце 1950 года. Такой длительный процесс автоматизации имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Перечислим, что было сделано во времена Советского Союза:
К отрицательным последствиям длительного периода автоматизации относятся: моральное старение техники, платформ, архитектуры передачи данных, разрозненный характер структуры баз данных, неоднородность и несогласованность данных в разных базах, несистемный подход к разработке ПО. Также к перечисленным проблемам добавляется проблема смены целей, о которой мы говорили выше. Переход к новым целям в управлении определяет новую постановку задачи для стратегического анализа и управления и требует применения принципиально новых информационных технологий, поддерживающих выработку стратегических решений. В настоящий момент действует программа информатизации железнодорожного транспорта РФ на период до 2005 г. В рамках этой программы создается развитая телекоммуникационная среда, заменяется устаревшая техника, организуется сбор первичной информации, внедряется безбумажная технология документооборота, разрабатываются 4 информационных комплекса управления:
Комплексная концепция информатизации системы железных дорог России предполагает создание и интеграцию оперативных систем управления и систем поддержки принятия решений. На дорожном уровне действуют 17 дорожных информационно–вычислительных центров. Первичный сбор данных осуществляется с помощью оперативной обработки дорожных ведомостей, описывающих перевозку грузов, маршрутных листов машинистов и других документов учета, которые обеспечивают исчерпывающие данные. Например, полная информация о вагоне включает в себя тип вагона (и связанные с типом ограничения на применение), маршрут, сведения о ремонте и другие детали. На дорожном и на сетевом уровнях информация накапливается на трех главных источниках:
Системы поддержки принятия решений внедряются в МПС на сетевом уровне, а также в службах и отделениях дорог на дорожном уровне. Для поддержки управленческих решений информация обобщается, агрегируется и перерабатывается с целью получения новых знаний. Все информационные системы, поддерживающие анализ ситуации и принятие решений, используют данные из разных источников, манипулируют большим объемом информации, оценивают работу подразделения по набору заданных показателей, определяют возможные отклонения, строят прогнозы, генерируют отчеты. Новые технологии и средства для поддержки автоматизированного принятия решений должны отвечать следующему набору критериев:
Система SAS компании SAS Institute полностью соответствует указанным критериям. Главной целью применения системы SAS в железнодорожной отрасли является объединение разрозненных данных из различных оперативных баз в Информационные хранилища, содержащие увязанную и исчерпывающую информацию, необходимую для принятия оперативных и долгосрочных стратегических решений на всех уровнях управления. Технологии, которые предлагает SAS InstituteSAS Institute предлагает интегрированный пакет программных средств для доставки информации и поддержки принятия решений, а также готовые программные бизнес–решения — такие, как финансовая консолидация и отчетность, управление работой информационных подразделений. Российское представительство SAS Institute было открыто в 1996 г. За это время пользователями Системы SAS стали многие государственные и частные компании РФ, включая ФАПСИ, МПС, РАО «Газпром», ЦБ РФ, Сбербанк РФ, Альфа–банк и другие, использующие Систему SAS для решения самых разнообразных прикладных задач как из финансовой, так и транспортной сферы. В июле 1997 г. было подписано Стратегическое соглашение между МПС и SAS Institute, предусматривающее установку систем, разработанных на SAS, по всей сети железных дорог на 17 ИВЦ. На сегодняшний день Система SAS установлена на 7 дорогах (Октябрьской, Московской, Горьковской, Дальневосточной, Куйбышевской, Забайкальской, Свердловской); через месяц планируется распространение этих систем на все оставшиеся дороги.
Технология Информационных хранилищ (Data Warehouse), которую предлагает компания SAS Institute, подразумевает физическое разделение систем оперативной обработки транзакций и систем поддержки принятия решений. Построение Информационных хранилищ представляет собой эволюционный процесс. Информационное хранилище нельзя купить, его надо строить самостоятельно. Система SAS включает в себя технические средства быстрой разработки приложений и методологию построения хранилищ (Rapid Warehousing Methodology). Этот подход является интегрированным, он руководствуется задачами бизнеса и позволяет строить хранилище поэтапно.
Информационно–аналитическая корпоративная система, построенная с помощью средств Системы SAS, может быть логически разделена на 3 части:
Управление Информационным хранилищем означает прозрачный и простой доступ к разнообразным источникам данных, объединение данных из внутренних и внешних источников в единую виртуальную интегрированную среду и преобразование данных для загрузки в среду Информационного хранилища. Источниками данных могут быть: оперативные данные о поездах, вагонах, контейнерах, локомотивах, перевозимых грузах (изменение информации по дислокации, состоянию и характеристикам этих данных может происходить в транзакционных системах ежесекундно), а также другие по характеру данные — такие, как данные о финансовых операциях, демографические или картографические данные и пр. Над данными выполняются операции по очистке и временной привязке, они агрегируются для решения конкретных задач и интегрируются друг с другом до включения в единое Информационное хранилище. Организация Информационного хранилища связана с созданием эффективной структуры данных в репозитарии и касается таких стратегических моментов, как построение централизованной либо распределенной информационно–аналитической корпоративной системы. Эффективная организация Информационного хранилища связана с созданием метабазы, т. е. набора активных, динамичных метаданных об информации, хранящейся в Информационном хранилище. Приступая к работе, конечные пользователи сталкиваются с совершенно незнакомой технологией, и им на помощь приходят метаданные, которые, подобно дорожным знакам, указывают путь при перемещении по приложениям в среде информационного хранилища. Эксплуатация Информационного хранилища предусматривает извлечение и доставку деловой информации бизнес–пользователям. Гибкая среда системы SAS, базирующаяся на объектно–ориентированной технологии, поддерживает быструю разработку информационных систем руководителя, аналитических систем, систем поддержки принятия решений, а также других решений в области добычи информации (Data mining). В рамках Data Warehouse развиваются или нашли свое применение такие направления информационных технологий и методов обработки данных, как OLAP (интерактивная аналитическая обработка), DSS (системы поддержки принятия решений), EIS (информационная система руководителя), Data Mining (добыча данных), Data Modeling (моделирование данных), Data Cleaning (чистка данных) и пр. Применение технологии SAS Institute для информационной поддержки принятия решений железнодорожного транспортаИз объявленных 4–х направлений информатизации ГВЦ МПС удалось в наибольшей степени продвинуться по первому направлению, создать большой задел по анализу и прогнозированию грузоперевозок, в основном за счет применения технологий SAS Institute. Развернуто несколько проектов с использованием Системы SAS, наиболее значительный из которых — создание информационно–аналитической системы управления перевозками ДИСКОР сетевого уровня. Система ДИСКОР обеспечивает сбор, контроль, обработку информации и информационное обслуживание пользователей. В системе ДИСКОР используется оперативная, архивная (историческая), плановая и нормативно–справочная информация. Оперативная информация подготавливается в отделениях железных дорог, в службах дороги и/или в дорожных вычислительных центрах и поступает в ГВЦ сразу по окончании отчетного периода (суток, декады, месяца, квартала). Плановая информация готовится в департаментах и управлениях МПС, в службах и отделениях дорог. Поступающие данные содержат агрегированную информацию по различным сегментам железнодорожного транспорта: станциям, отделениям дорог, энергосистемам, предприятиям и т. д. В базе данных ДИСКОР формируется более двух тысяч различных нормативных, оперативных, архивных (исторических) и расчетных показателей различной степени сложности. Пользователями системы ДИСКОР являются руководство МПС, Департаменты и Главные управления МПС, Госкомстат, Дирекция Совета СНГ по железнодорожному транспорту, ЦФТО, железные дороги России и стран СНГ. Например, одним из основных потребителей информации является Департамент движения МПС. Он управляет процессом перевозок по сети железных дорог России и стран СНГ, анализирует показатели грузоперевозок, оценивает эффективность и планирует использование вагонных парков России и стран СНГ. Департамент выполняет как более или менее рутинные ежемесячные или ежеквартальные аналитические работы, так и нестандартные работы на основе анализа большого объема информации. До недавнего времени результаты аналитической работы Департамента фиксировались вручную в бумажных архивах и персональных базах данных в виде электронных таблиц, а оптимальные решения по оперативному управлению движением транспорта принимались на основе бумажных отчетов, генерируемых системой ДИСКОР, различных справочных материалов, нормативных документов, дополнительной информации из внешних источников, архивов и локальных баз данных. В новых экономических условиях перед Департаментом стоят задачи по переходу от ежемесячного к непрерывному планированию, анализу эксплуатационных расходов и оптимизации движения поездов по финансовым показателям. Руководителям различных департаментов и служб железнодорожной отрасли для решения новых задач, подобных перечисленным выше, нужна современная информационная среда, позволяющая:
Информационно–аналитическая система, разрабатываемая ГВЦ по технологии SAS Institute, поддерживает такую информационную среду, обеспечивает единый источник информации на основе реальных проверенных данных — single point of truth для различных департаментов и подразделений МПС, взаимодействующих между собой, позволяя им делать одинаковые выводы и координировать свою деятельность. С помощью информационно–аналитической системы руководители МПС получат возможность, во–первых, наиболее полно использовать всю информацию из базы данных ДИСКОР, недоступную прежде из–за ограниченного применения бумажных отчетов, и, во–вторых, включать в анализ информацию из других систем, в частности, из обобщенной модели перевозочного процесса сети. Информационно–аналитическая система ДИСКОР предназначена для двух категорий пользователей: руководителя и бизнес–аналитика, что предполагает два способа представления информации. Руководителю высшего звена нужна общая картина, одного взгляда на которую достаточно, чтобы быстро определить, какая область деятельности находится в норме, какая — имеет благоприятное отклонение, а какая — вызывает тревогу. Главная идея реализации интерфейса с пользователем–руководителем по технологии SAS Institute — это разработка динамичного интерфейса. Руководитель сможет выбирать множество «критических» показателей из общего набора, однозначно характеризующих состояние дел по анализируемому направлению работы, и определять условия сравнения текущих значений показателей с нормативными значениями. Руководитель сможет объединять показатели в группы по собственному усмотрению (например, по роду деятельности, цели, вагонному парку и т.д.). Информационно–аналитическая система будет формировать таблицу состояния, на которой цветом будет обозначаться состояние выбранных «критических» показателей, например: красным — благоприятное отклонение критического показателя относительно нормативного значения, желтым — равенство критического показателя нормативному значению, зеленым — неблагоприятное отклонение критического показателя относительно нормативного значения. Таблицу состояния можно сравнить с приборной панелью в самолете, на которой пилот видит всю картину целиком и планирует курс. По запросу руководителя по выбранному показателю будет открываться более подробная картина: формироваться графики и диаграммы, отражающие динамику изменений соответствующих данных. Бизнес–аналитики смогут построить модели прогнозирования на основе накопленной исторической информации и создаваемых информационных хранилищ. Выделяются два класса показателей: текущие и характеризующие будущее состояние дел — прогностические. В любой момент можно будет получить отчет по любому показателю или по группе показателей с отображением показателей в динамике, в сравнении, в динамике и сравнении одновременно, в графическом, табличном видах, а также в виде диаграмм. Полученный отчет можно будет вывести на печать, сохранить в виде файла, экспортировать в Microsoft Word или Microsoft Excel, а также в графические редакторы. Информационно–аналитическая система будет разработана в двух вариантах: как приложение SAS, работающее в архитектуре клиент–сервер, и как приложение для Web–браузера во внутренней сети Intranet МПС. Решение в виде «тонкого» клиента обеспечивает доступ большего числа пользователей и разрешает применение ПК малой производительности. Планируется, что Хранилища на основе Системы SAS, аналогичные Информационно–аналитической системе ДИСКОР, разрабатываемой ГВЦ на сетевом уровне, будут разрабатываться также для дорожного уровня. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании системы ДИСКОР дорожного уровня и об интеграции ее с информационно–аналитической системой управления перевозками ДИСКОР сетевого уровня. Такое решение станет прототипом будущей единой информационной среды МПС, формируемой путем интеграции Хранилищ дорожного и сетевого уровня. Создание единой информационной среды сделает железнодорожную отрасль прозрачной для управления. По второму комплексу информационных технологий «Управление маркетингом, экономикой и финансами» отраслевой программы автоматизации МПС, приступило к созданию информационной среды для анализа и прогнозирования расходов железнодорожного транспорта, в том числе, опираясь на технологии SAS Institute. В настоящий момент ИВЦ Октябрьской железной дороги (один из наиболее прогрессивных вычислительных центров, имеющий профессиональные кадры, высокий темп разработок и современный взгляд на проблемы информатизации) разворачивает работы по консолидации данных бухгалтерской отчетности и по расширению информационных баз для расчетов финансовых показателей и обеспечения маркетинговой деятельности по линии фирменного транспортного обслуживания. Система фирменного транспортного обслуживания — это способ организации продаж транспортных услуг в рыночных условиях. Создаваемое ИВЦ Октябрьской железной дороги информационное пространство фирменного обслуживания должно обеспечить:
В рамках одного материала трудно рассказать обо всех направлениях и деталях информатизации железнодорожной отрасли, так что в следующих номерах READ.ME мы вернемся к этой теме. В этой статье мы также остановимся на основных проектах в области управления перевозочным процессом с использованием СУБД DB2 и технологий SAS Institute, которые проводит проектно–конструкторское бюро автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом (ПКТБ АСУЖД):
Направление работ по автоматизации «Управления персоналом и социальной сферой» является очень важным для железнодорожной отрасли, так как железнодорожное предприятие отличается внутренней корпоративностью, большой численностью персонала и в этом смысле является уникальным не только в России, но и во всем мире. Компания IBS по заказу Департамента Экономики МПС разрабатывает информационную систему КОНТИНГЕНТ в среде SAS. Система предназначается для оперативного учета, анализа и прогнозирования численности работников МПС применительно к дорогам, хозяйствам, типу основного персонала, а также к виду перевозок (пассажирским или грузовым). Численность работников прогнозируется в зависимости от планового объема транспортных услуг и используется для расчета эксплуатационных расходов на оплату труда основного персонала, при этом производительность труда для различных категорий основного персонала оценивается по нормативной методике, разработанной в институте ВНИИЖТ. Другим важным приложением системы КОНТИНГЕНТ станет поддержка принятия решений по управлению денежным потоком, связанным с выплатами заработной платы (в организации с численностью 1200000 человек основного персонала денежный поток по оплате труда имеет внушительный объем). Входные данные для расчетов содержатся в большом количестве разнотипных отчетов. Отчеты формируются по запросам Департамента Финансов, Департамента Статистики и ГВЦ МПС, дополнительно могут использоваться отчеты Минтруда и Госкомстата, включающие в себя данные о поведении макроэкономических показателей. Архитектура системы КОНТИНГЕНТ закладывает основы Информационного Хранилища Департамента Экономики, которое впоследствии будет интегрироваться в общую среду Информационного Хранилища ГВЦ МПС. Консалтинговое сопровождениеВнедрение на предприятии систем, построенных по технологии SAS Institute, — это признак респектабельности предприятия, профессионального подхода к стратегическому планированию. Однако для того, чтобы применение высокоинтеллектуальных технологий SAS Institute (в последнее время в литературе для соответствующих систем даже употребляется термин business intelligent system) принесло действительную пользу и не стало только декоративным оформлением, оно должно сопровождаться серьезным консалтингом и обучением. Компания SAS Institute придает большое значение тесному взаимодействию с МПС. Сотрудничество Главного вычислительного центра МПС с компанией SAS Institute началось в феврале 1996 г. Летом того же года после обучения 20 сотрудников ГВЦ по трехнедельной программе были успешно реализованы два пилотных проекта, которые позже переросли в полноценные системы. На первом этапе проекта (в течение полутора лет) в работе непосредственно принимали участие сотрудники SAS Institute. В последующие два года отношения SAS Institute и ГВЦ МПС переросли в регулярное сотрудничество. В 1997 г. были проведены дополнительные курсы базового обучения для новых сотрудников, участвующих в проектах, и дополнительные специализированные курсы по продвинутому программированию и новым продуктам. В курсах приняли участие сотрудники железной дороги — члены групп разработчиков по технологии SAS. К этому времени было развернуто несколько проектов с использованием Системы SAS. В течение 1997 г. было организовано множество технических консультаций, регулярных семинаров и встреч сотрудников ГВЦ и SAS Institute. Разработчики ГВЦ приняли участие в Европейской конференции пользователей SAS (SEUGI) в Мадриде, Праге и в российской конференции пользователей SAS. В июле 1997 г. было подписано Стратегическое соглашение между МПС и SAS Institute, предусматривающее установку системы SAS по всей сети железных дорог на 17 ИВЦ. Для успешной организации работ по проектированию, разработке и эксплуатации Информационных хранилищ в ГВЦ МПС создана постоянно работающая группа — Компетентный Центр SAS. К основными задачам центра относятся: техническая поддержка пользователей и разработчиков всей сети железных дорог, обучение по программам SAS Institute и собственным программам. © 2001 Interface Ltd |