Вы находитесь на страницах старой версии сайта. Перейдите на новую версию OLAP.ru |
Поиск по сайту | ||||||
Новости | ||||||
Основы OLAP | ||||||
Продукты | ||||||
Business Objects/ Crystal Decisions | ||||||
Каталог | ||||||
OLAP в жизни | ||||||
Тенденции | ||||||
Download | ||||||
| ||||||
Реализация хранилища данных для территориального управления Центрального Банка Российской Федерации1 сентября 2000 г.
АбстрактВ статье описано применение современных информационных технологий и инструментальных средств Oracle при создании системы поддержки принятия решений в Главном управлении Центрального Банка России по Нижегородской области. Представлено полное решение хранилища данных вместе с аналитическими приложениями для получения финансовых отчетов и проведения анализа данных. Особое внимание уделяется перемещению информации из OLTP-систем обработки данных в информационное хранилище, включая проблемы планирования работы для его начальной загрузки и пополнения. Предложенная архитектура была выполнена с использованием Oracle Designer на всех стадиях проекта. ВведениеТерриториальное управление (ТУ) Банка России выполняет проведение единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитного и валютного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществляет надзор за деятельностью банков в своем регионе. В ведении территориального управления находится также обеспечение функционирования платежной системы. Важными задачами ТУ являются анализ состояния экономики региона, сбор, систематизация, обработка и хранение статистической информации, необходимой для экономического анализа, а также данных по статьям сводного территориального баланса. Территориальное управление аккумулирует данные экономического анализа, использует их для выполнения своих функций и поставляет информацию для Центрального Аппарата Банка России. Для повышения эффективности работы ТУ ЦБ РФ необходимо расширить возможности руководителей по принятию решений. Все более актуальной в этом направлении становится проблема обеспечения руководства и аналитических служб достоверной и полной информацией по основным направлениям деятельности организации. Для работы с этой информацией работники управленческого звена и сотрудники аналитических отделов должны получить в свое распоряжение мощные средства визуализации данных, делового анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов. В ТУ ЦБ РФ в настоящий момент функционирует большое количество различных баз данных и прикладных систем, в которых в том или ином виде содержится большая часть необходимой информации. Однако составить на основе этих данных общую картину состояния дел крайне сложно, поскольку существующие базы данных служат различным целям и не предназначены для комплексного анализа. Проблемы, осложняющие аналитическую деятельность в целом сводятся к следующим:
Для устранения этих проблем было принято решение о создании информационно-аналитической системы, основанной на современных информационных технологиях хранилищ данных и интерактивной аналитической обработки. Информационно-аналитическая системаОсновная цель информационно-аналитической системы (ИАС) состоит в том, чтобы обеспечить интегрированное хранение исторической непротиворечивой и полной информации, крайне необходимой для анализа и поддержки принятия решений на различных уровнях банковского управления, а также обеспечить возможность полноценного использования этой информации руководством и сотрудниками аналитических отделов. Для разработки и внедрения такой информационно-аналитической системы необходимо решение следующего ряда задач:
При проектировании и разработке ИАС ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области были использованы следующие принципы построения:
Архитектура Информационного ХранилищаВ базе данных Информационного Хранилища находятся основные данные, то есть данные предметной области, нормативно-справочная информация и служебная информация, необходимая для функционирования приложений Информационного Хранилища (Рис. 1). К служебной информации относятся:
Метаданные содержат спецификации и описания структуры предметной области, данные для администрирования и сопровождения. Специальное внимание уделяется информации относительно загруженных предметных данных, то есть данных для уровня администрирования и разработки. Нормативно-справочная информация включает в себя общероссийские классификаторы, справочники, централизованно распространяемые в системе ЦБ РФ, и региональные. Основными разделами информации предметной области являются:
Банковская информация организована в виде наборов данных по банковским учреждениям за операционные периоды. Агрегированная информация включает в себя наборы данных, полученные из детальных данных с помощью заданных алгоритмов суммирования, а также отчеты, формируемые на регулярной основе и предназначенные для хранения. Объем базы данных ИХ составляет около 25 Гб. Накоплена информация за три года. Модель БД ИХ разрабатывалась с помощью Oracle Designer/2000. В качестве серверной платформы ИХ в настоящее время используется Oracle Enterprise Server 7.3.3.4.1 под управлением ОС HP-UX 10.20. Для эффективности работы хранилища целесообразно выносить исторические детальные данные в архив после окончания срока их активного использования. Чаще всего бывают востребованы детальные данные за последние два-три года. При необходимости обращения к детальным данным архив должен обеспечивать их восстановление в приемлемые сроки. Работа хранилища данных невозможна без автоматизированной системы выполнения стандартных внутренних задач: загрузки информации, выверки (дополнительной проверки целостности), агрегирования и так далее. Схема взаимодействия серверных и прикладных задач хранилища представлена на рисунке 2. Для стандартных задач хранилища характерно то, что их выполнение задается как по времени (например, каждый день), так и по наличию данных. Кроме того, выполнение одних задач зависит от успешности выполнения других.
Основой системы управления задачами ИХ является ПО “Планировщик заданий ИХ”. Его назначение – формирование расписания задач на каждый календарный день (по заданным условиям старта) и их запуск на выполнение. Большинство задач связано с появлением тех или иных данных в хранилище. В случае успешного завершения задачи Планировщик заполняет метаданные о наличии и полноте определенного раздела информации хранилища. Привязка каждой задачи к конкретному разделу данных осуществляется администратором ИХ. Администратор также задает периодичность и дополнительные условия старта задачи. Инструментальные средства анализа и приложенияНаличие ИАС позволяет дать возможность аналитикам, экономистам, администраторам использовать информацию, вникать в данные, делать лучшее решение и осуществлять то, что они никогда не были способны делать прежде. Конечные пользователи ИАС разделены в четыре группы:
Были использованы следующие технологии анализа для информационной поддержки первых двух групп пользователей:
Для сопровождения справочников используются как автоматизированная загрузка данных (централизованно распространяемая информация), так и "ручная" обработка с помощью приложений, разработанных по технологии "толстого" клиента. ЗаключениеБыла построена пилотная версия ИАС, проверена и одобрена для промышленного использования. Система эксплуатировалась в течение нескольких лет, показывая хорошую эффективность и полезные функциональные возможности. В настоящее время наработанные схемы и решения по проблемам ИАС ТУ Банка России могут быть предложены как основа стандартной аналитической системы для всех Территориальных управлений Центрального Банка России. Cтатья первоначально опубликована в Russian Oracle Internet Magazine (ROIM) и появилась здесь с любезного разрешения редакции ROIM. © 2001 Interface Ltd |