OLAP.ru   Rambler's Top100
Вы находитесь на страницах старой версии сайта. Перейдите на новую версию OLAP.ru
  
Поиск по сайту
Новости
Основы OLAP
Продукты
Business Objects/ Crystal Decisions
Каталог
OLAP в жизни
Тенденции
Download
Яndex
 
 
 
TopList
 
 Business Objects/Crystal Decisions  Oracle  Microsoft  IBM 
 Hyperion  Sybase  Informix  Actuate  SAS Institute  Brio 

Применение аналитических информационных систем BUSINESS OBJECTS в банковских приложениях

по материалам сайта Терн

Статья предназначена для ознакомления широкого круга банковских специалистов с информационными технологиями, позволяющими значительно сократить время и средства при выполнении широкого круга задач, таких как динамическое представление информации, многомерный анализ агрегированных исторических и текущих данных, анализ тенденций, моделирование и прогнозирование результатов различных действий.


Длительное время такие понятия как хранилища данных, системы поддержки принятия решений, OLAP считались слишком новыми и неапробированными технологиями для применения в банках. Некоторыми рассматривались как просто дорогие игрушки. Однако сегоднешнее развитие информационных технологий говорит совсем о другом. Цель этой статьи – познакомить широкий круг банковских специалистов с инструментами, позволяющими значительно сократить время и средства при выполнении широкого круга задач. В некоторых случаях без подобных инструментов просто невозможно обойтись.

Существование и развитие любой финансовой организации предполагает постоянный анализ собственной деятельности, состояния рынка, а также оценку предпринимаемых решений и их последствий. Информационные системы должны позволять быстро решать подобные задачи в любой момент времени, что сильно осложняется такими факторами как использование разнородных источников данных, неприемлемая продолжительность выполнения запроса, неготовность данных, сложности в работе с ПО, возникающими у конечных пользователей.

Адекватным средством решения подобных задач служат аналитические информационные системы. Основное назначение подобных систем — динамическое представление информации и многомерный анализ агрегированных исторических и текущих данных, анализ тенденций, моделирование и прогнозирование результатов различных действий. Результатом применения средств OLAP являются с одной стороны — аналитические отчеты, ориентированные на нужды пользователей различных категорий, с другой — средства анализа данных и быстрого построения отчетов пользователем-непрограммистом с использованием понятий предметной области.

Источником данных для таких аналитических систем могут являться базы данных банковских систем, многомерные БД, персональные источники и, возможно, специализированные хранилища/витрины данных. Последний тип источников создается для повышения скорости обработки, автоматизации и стандартизации процессов архивации и накопления данных, управления доступом к информации и т.п.

В этой статье предлагается методика и вариант конкретной реализации решения комплекса банковских задач с помощью средств одной из ведущих компаний на этом рынке – Business Objects. Данная методика позволяет построить единую систему оперативного анализа для различных областей банковской деятельности.

Применение аналитических информационных систем в банковских задачах

Как уже говорилось выше, исходными данными для аналитической системы могут быть либо существующие источники, либо специально организованные хранилища и витрины данных.

Наилучшим с точки зрения производительности и надежности решения является сохранение данных в корпоративном хранилище. В этом случае при решении задач анализа и оценки

  • работа будет происходить только с хранилищем данных и соответственно возрастет скорость выполнения заданий
  • базы данных имеющихся банковских систем не будут загружаться дополнительной работой
  • сохранность всех исторических данных будет обеспечена

Однако, подход с использованием описаний понятий предметной области, реализованный в продуктах Business Objects позволяет решать формулируемые задачи и без централизованного хранилища. Более того, в своей пользовательской части система может обеспечить независимость от места нахождения данных.

Первой группой решаемых задач является просмотр агрегированных по одному, нескольким или всем источникам в соответствие с некоторой целью. К ней относятся задачи показа планируемого прихода/расхода средств, состояния расчетных счетов клиентов и целых их групп, общего банковского портфеля и т.д. Здесь же полностью решается задача стандартной внешней и внутренней банковской отчетности.

Второй группой являются задачи анализа, связанные с преобразованием данных и расчетом на их основе различных показателей: анализ ликвидности, оценка эффективности вложений в ценные бумаги, анализ движения средств на расчетных счетах, расчет валютной позиции и т.д.

К третьей группе относятся задачи, решение которых обеспечивает принятие решений. Такие задачи должны решаться комплексом средств и включать элементы диалога. Так, например, часто требуется оценить ликвидность банковского портфеля с учетом предполагаемой крупной сделки, оценить риск выделения кредита, исходя из ситуации на рынке и т.д. В качестве инструмента для анализа и представления данных может использоваться BusinessObjects, дополненный специально разработанными или уже существующими программами.

Как строятся аналитические отчеты при помощи BusinessObjects

BusinessObjects организует корпоративную среду создания аналитических отчетов и анализа данных, обеспечивая хранение, управление, защиту, построение, модификацию, доступ, публикацию, обновление аналитических отчетов, разделение прав пользователей и др. Существенной особенностью BusinessObjects является семантический слой — набор каталогов бизнес-терминов, их параметров и методов извлечения, характерных для предметной области и соответствующих определенным данным. Такой каталог получил название “юниверс”. Создание юниверса осуществляется разработчиком, хорошо представляющим как систему хранения данных, так и предметную область, описываемую этими данными, при этом используется богатый набор средств и возможностей — агрегатные функции, контексты, диалоговые компоненты, подзапросы и т.д. Интерфейс разработчика каталогов бизнес-терминов представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Интерфейс разработчика каталогов бизнес-терминов (юниверсов).

После построения семантического слоя, для написания отчетов уже не требуются услуги программиста, не нужно и знание того, как и где именно хранится информация. Отчеты могут составляться и модифицироваться пользователями, владеющими понятиями предметной (в нашем случае, банковской) области.

Основным пользовательским модулем является BusinessObjects — интерактивное графическое средство конечного пользователя для выполнения запросов, визуализации данных (OLAP), построения и профессионального оформления отчетов. Для построения простейшего отчета достаточно мышкой перетащить необходимые объекты в окно запроса и отправить автоматически сгенерированный запрос на выполнение (см. рис. 2).

Рис. 2. Панель запросов BusinessObjects.

Уровень подготовки специалиста, создающего отчеты, может быть примерно как у среднего пользователя Excel. Среди функциональных возможностей BusinessObjects наиболее характерны следующие:

  • автоматическое построение отчетов по выбранным пользователем объектам семантического слоя;
  • связывание объектов из разных запросов, выполнение над объектами многочисленных функций и преобразований, применение формул;
  • поддержка многообразных изобразительных средств – рисунки, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы и кросс-таблицы, бухгалтерский блок;
  • возможность анализа информации с помощью таких средств как детализация/обобщение (Drill Down / Drill Up), срез (Slice and Dice”), раскрытие аргументов применяемых функций, анализ данных с учетом иерархии объектов;
  • возможность вызывать другие программы из своей среды;
  • обеспечение представления и объединения в одном отчете данных, полученных одновременно из нескольких удаленных разнородных источников информации (SQL-сервера IBM, Informix, Microsoft, Oracle, NCR, Sybase и др, DBF-файлы, Access, Excel и др., OLAP-серверы, а также любые ODBC-совместимые источники).
  • обеспечение получения полноценного печатного отчета.

Все названные действия могут быть выполнены и через сеть Internet/Intranet с помощью модуля WebIntelligence, доступ к которому осуществляется из среды любого стандартного Web-броузера, поддерживающего технологии Java и/или ActiveX.

Задачи и структура их решения

Простейшей задачей, решаемой аналитической информационной системой является задача формирования стандартной внешней и внутренней банковской отчетности и просмотра агрегированных данных. Классическим примером отчетов являются отчеты по сделкам, по отдельным видам и группам активов/пассивов, движение средств на расчетных счетах, сводный портфель активов/пассивов по срокам до погашения, календарь предстоящих выплат, календарь выплат, проведенных за определенный период, просроченные платежи, отчеты по клиентской базе. На рисунке 3 приведен пример отчета по объемам операций для разных валют и категорий банковских услуг.

Задачи анализа также основаны на отчетности, но в отличие от отчетов, разработанных для решения задач просмотра, аналитические отчеты содержат не статическую, а динамически обновляемую информацию в виде микрокубов. В процессе работы пользователь может легко делать срезы по различным измерениям, дозапрашивать информацию из БД, детализировать и обобщать получаемые данные. Типичными задачами анализа являются анализ клиентов, контрагентов, анализ доходности инструментов, анализ рынка ценных бумаг, расчет позиции по ценным бумагам, расчет валютной позиции, анализ структурной ликвидности, анализ мгновенной/среднесрочной/долгосрочной ликвидности. На рисунке 4 приведен отчет аналогичный предыдущему, но с возможностью анализа объемов операций по нескольким измерениям – времени, валюте и банковским услугам, а также возможностью обобщения и детализации по тем же измерениям.

Рис. 4. Объем операций в разрезе по времени, валюте и банковским услугам.

В задачах, решение которых обеспечивает принятие решений на основе актуальной информации, BusinessObjects, как правило, используется как фундамент инструмента решения в качестве удобного доступа к данным. Пользователи, работая с терминами бизнеса, могут свободно обращаться к различным источникам информации. Продукты компании являются открытыми (встроенный VBA, возможность работать как сервер OLE-automation), что позволяет создавать приложения, позволяющие решать такие задачи как оценка и прогнозирование ликвидности, анализ кредитных рисков и др., на базе имеющегося средства доступа к данным. Многие компании уже разработали приложения, существенно расширяющие возможности систем поддержки принятия решений. Например, если решение задачи требует использования математической статистики, то использование BusinessObjects, STATISTICA (или SPSS), BusinessQuery for STATISTICA (SPSS), представляется наиболее оптимальным.

Интеграция и безопасность

Требования безопасности, предъявляемые к банковским информационным системам чрезвычайно высоки. Вероятно, соперничать с ними могут только требования в некоторых государственных структурах и службах. Аналитическая система как компонент всей информационной системы должна обеспечивать выполнение этих требований.

Продукты Business Objects позволяют объединить все рабочие места в систему с централизованным администрированием прав пользователей, общими каталогами бизнес-терминов и отчетами. Эта функциональность обеспечивается работой через единый репозиторий, содержащий несколько доменов, в том числе и домен безопасности.

Домен безопасности хранит информацию о правах пользователей системы. Начиная с момента подключения рабочего места к домену безопасности, вход в систему будет происходить через процедуру аутентификации пользователя. Отчеты и каталоги, созданные в этом режиме становятся недоступными при отключении от домена или при отсутствии разрешения администратора на работу в режиме off-line данному пользователю. Администратор может определять время работы пользователя, его права по доступу к данным и функциональным возможностям системы. При назначении прав доступа к данным администратор может ограничить конкретного пользователя как по доступу к отдельным объектам юниверса, так и по значениям данных. Доступная функциональность задается как назначением видимости органов управления приложением, так и запрещением отдельных операций (вплоть до копирования в Clipboard). Все операции администрирования могут производиться с одного рабочего места администратора.

Заключение.

Итак, с помощью аналитических информационных систем BusinessObjects может быть решен целый круг задач для финансовой организации. На их основе может быть построена единая корпоративная система, включающая в себя подсистему создания стандартных отчетов, переделать которые в случае необходимости не составит труда конечному пользователю.

Если же в Вашем банке уже сейчас планируется создание хранилища или витрины данных, то продукты Business Objects помогут безболезненно перейти к новой технологии и сэкономить трудовые и финансовые ресурсы, т.к. в процессе эксплуатации системы, менеджеры ИС получат уникальную информацию о потребностях пользователях.

Cкачать статью в .pdf формате

 Обсудить на форуме   Написать вебмастеру 

© 2001 Interface Ltd