OLAP.ru   Rambler's Top100
Вы находитесь на страницах старой версии сайта. Перейдите на новую версию OLAP.ru
  
Поиск по сайту
Новости
Основы OLAP
Продукты
Business Objects/ Crystal Decisions
Каталог
OLAP в жизни
Тенденции
Download
Яndex
 
 
 
TopList
 

БЛОК АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ


ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ

Цели создания

В настоящее время проблема использования большого объема накопленных данных является ключевой во многих организациях. Много усилий и средств прилагается для регистрации различных видов деятельности организации и хранения этой информации, но при этом ее большая часть не может быть использована теми, кому она более всего нужна, - аналитиками и руководителями. Эта проблема является ключевой и для Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), особенно при решении такой актуальной задачи, как управление его финансовыми ресурсами.

Для эффективного решения этой задачи в рамках Единой Информационной Системы ОМС и создан Блок анализа финансово-экономических показателей деятельности Федерального и территориальных Фондов ОМС (далее Система).

Система реализует концепцию единого Хранилища данных, объединяющего разнородные исторические данные, создаваемые различными источниками (системами) по всей организации. Хранилище данных затем поставляет данные для анализа в предметно-ориентированные Витрины данных, организованные для целей поддержки принятия решений и используемые экспертами в соответствующей предметной области.

Структура системы

Система интегрирует эксплуатируемые в ФОМС информационные системы УСОИ (Унифицированная система сбора и обработки информации) и 1С:Бухгалтерия, а также разрабатываемый блок документально-информационного обеспечения ПУФР ЕИС ОМС РФ.

Данные, произведенные этими системами, с заданной периодичностью собираются при помощи специально разработанных модулей преобразования и передаются в реляционный сервер баз данных Oracle Server. Сначала они поступают в Оперативное Хранение (Operational DataStore), где проходят проверку на целостность и непротиворечивость, а также проходят предварительную обработку, такую как агрегирование и вычисления. Затем данные помещаются в Хранилище Данных (Data Warehouse).

Конечные пользователи редко используют само Хранилище для анализа или отчетов; в основном, они работают с Витринами Данных (Data Marts), специально подготовленными для высокопроизводительного анализа подмножествами Хранилища.

Интеграция данных из разнородных источников позволяет проводить контроль информации, сопоставлять, например, бухгалтерские данные с отчетными, и предоставляет единое место для всех информационных запросов.

Интеграция подсистем

Витрины данных

Анализ исполнения бюджета ФОМС Исполнение бюджета ФОМС

Обобщенно по доходной и расходной частям: плановые и фактические показатели, обязательства по заключаемым договорам, остаток и процент выполнения плана - поквартально и за год, за отчетный период и нарастающим итогом с начала года;

По статьям доходов и расходов (в соответствии с проектом Федерального закона о бюджете ФОМС на 1999 год): плановые и фактические показатели, обязательства по заключаемым договорам, остаток и процент выполнения плана - поквартально и за год, значения за отчетный период и нарастающим итогом с начала года.

Анализ бюджетов территориальных фондов ОМС Исполнение бюджета ФОМС - суммарно

По проектам и утвержденным бюджетам ТФОМС: структура доходов и расходов бюджета определенной территории, сравнение значения определенного показателя по территориям.

Для фактических показателей исполнения бюджетов ТФОМС (по форме ТФ): структура доходов и расходов бюджета определенной территории, сравнение значения определенного показателя по территориям.

Сравнение плановых и фактических показателей исполнения бюджетов ТФОМС.

Анализ хода сбора средств на ОМС Анализ хода сбора средств на ОМС

Сбор страховых взносов и финансовых санкций по территориям (по форме СО): начисление, перечисление, уровень сбора, задолженность, взаимозачеты, по сборам в ФОМС и в ТФОМС - сравнение значения определенного показателя по территориям, динамика изменения показателей по кварталам;

Сбор платежей на неработающее население (по форме СО): к уплате, перечисление, задолженность, взаимозачеты, финансовые санкции - сравнение значения определенного показателя по территориям, динамика изменения показателей по кварталам;

Поступление средств по страховым взносам на транзитные и основной счета ФОМС (по форме ЕСО и данным бухгалтерии) - динамика поступления, сравнение отчетных данных с фактическими;

Контроль отчетных показателей по формам СО, ЕСО, ТФ и данным бухгалтерии: начисление, перечисление, взаимозачеты, по сборам в ФОМС и в ТФОМС.

Анализ выполнения договоров, заключенных ФОМС Анализ выполнения договоров

По бюджетным направлениям финансирования, подразделениям ФОМС, организациям-подрядчикам, периодам финансирования - бюджетные назначения, плановые выплаты по заключенным договорам, суммы закрытых по актам работ, объем неиспользованных бюджетных назначений;

Контроль состояния договоров - с детализацией до отдельного договора.

Анализ хода выделения субвенций территориям Анализ хода выделения субвенций территориям

Суммы, запрашиваемые территориями в соответствии с заявками на выделение субвенций в сравнении с фактически выделенными - помесячно в разрезе территорий;

Собственно субвенции и средства на финансирование территориальных целевых программ;

Состояние заявок на выделение субвенций - с детализацией до первичных документов.

Анализ показателей финансово-экономического состояния территорий для информационной поддержки процесса выделения субвенций Анализ показателей финансово-экономического состояния территорий

Набор показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние территорий - по кварталам.

Динамика изменения выбранного показателя.

Сравнение значения выбранного показателя по территориям.

Анализ показателей различных отчетных форм, поступающих с территорий

Анализ показателей различных отчетных форм, поступающих с территорий

  • Отчет ТФОМС (филиала) ОМС о контрольно-ревизионной работе (форма 1-КР);
  • Сведения о численности застрахованных по ОМС (форма 8);
  • Сводный отчет ТФОМС о поступлении и расходовании денежных средств ОМС СМО (форма 10);
  • Сводный отчет ТФОМС о поступлении и расходовании денежных средств ОМС лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) (форма 14);
  • Сводный отчет ТФОМС о деятельности ЛПУ в системе ОМС (форма 52);
  • Отчет ТФОМС (филиала) о поступлении и расходовании денежных средств (форма ТФ);
  • Ежеквартальный сводный отчет по страховым взносам, платежам и финансовым санкциям в фонды ОМС (форма СО);
  • Сведения о численности, заработной плате и движении работников (форма П4);
  • Сведения о составе затрат организации на рабочую силу за 1998 год (форма 1-рабочая сила);
  • Организация защиты прав граждан в системе ОМС (форма ПГ).

Сравнение показателей различных форм для контроля правильности предоставления отчетности Сравнение показателей различных форм

Сравнение аналогичных показателей форм ТФ, СО, ЕСО и др.

По отчетным периодам, специфичным для соответствующих форм, в разрезе территорий.

Подсчет формул и агрегирование по периодам для возможности сравнения.

Формирование и анализ показателей отчетных форм

  • Комплексная справка о деятельности субъектов ОМС территории;
  • Структура системы ОМС;
  • Охват населения Российской Федерации ОМС по договорам страхования и выданным полисам;
  • Структура работающего и неработающего населения, застрахованного по ОМС по выданным полисам;
  • Структура застрахованного по ОМС населения;
  • Сводный отчет о поступлении средств в территориальные фонды;
  • Сводный отчет о расходовании средств в территориальных фондах ОМС;
  • Направления использования средств территориальными фондами ОМС;
  • Структура расходов ТФОМС на финансирование территориальных программ ОМС;
  • Финансовое обеспечение населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС;
  • Динамика соотношения платежей из бюджета на ОМС неработающего населения к поступлению страховых взносов;
  • Структура поступлений денежных средств ОМС в страховые медицинские организации из территориальных фондов ОМС;
  • Использование денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями;
  • Поступление денежных средств ОМС в ЛПУ из разных источников;
  • Стоимость оборудования и оргтехники, оплаченных ТФ и принятых ЛПУ на баланс, стоимость медикаментов, оплаченных территориальными фондами для ЛПУ;
  • Расходование денежных средств ОМС ЛПУ;
  • Организация защиты прав граждан в системе ОМС;
  • Сводный отчет по использованию средств, полученных при применении финансовых санкций к ЛПУ;
  • Организация и проведение экспертизы качества медицинской помощи специалистами ТФОМС и СМО;
  • Расходы на здравоохранение в субъектах Российской Федерации.

Возможности Системы для анализу данных

  • сравнение значений выбранного отчетного или расчетного (вычисляемого) показателя по территориям, с представлением информации в табличном и графическом виде;
  • ранжирование (сортировка) территорий по значениям выбранного показателя;
  • отбор территорий, для которых значение выбранного показателя лежит в заданном интервале и формирование табличного и графического представления данных по отобранным территориям;
  • формирование табличного представления данных по всем территориям, по одной выбранной территории или по произвольной группе территорий, сформированной пользователем;
  • агрегирование (подсчет суммарных, средних и др. значений) показателей по экономическим районам и всего по РФ;
  • сравнение значений выбранного показателя по периодам (динамика изменения показателя) с представлением информации в табличном и графическом виде;
  • расчет удельных весов показателей, входящих в состав показателя верхнего уровня (суммарного показателя) и формирование графического представления рассчитанных значений;
  • выделение цветом показателей, значения которых лежат в заданном интервале;
  • экспорт данных, представленных в табличном виде, в Microsoft Excel;
  • печать сформированных табличных и графических материалов на принтер.

Помимо перечисленных основных возможностей, Система предоставляет расширенные функции, такие как выполнение сложных запросов по заданным критериям, определение вычисляемых формул, прогнозирование, моделирование и ряд других.

Краткие сведения о программном средстве

Для выполнения этих задач, требующих легкого и быстрого использования накапливаемых данных при принятии решений, используется программное средство оперативной аналитической обработки данных (OLAP - on-line analytical processing), построенное на многомерной модели данных.

Системой управления многомерной базой данных является ORACLE EXPRESS, которая поддерживает иерархические структуры данных, что позволяет быстро просматривать данные на различных уровнях иерархии в процессе работы приложения, например по годам, кварталам, месяцам и др. Подобное представление обеспечивает пользователю простой и естественный интерфейс доступа к данным. При работе с приложением пользователь имеет в распоряжении мощные средства манипулирования данными и их селектирования: компоновка и перекомпоновка данных по осям таблицы, агрегирование (дезагрегирование) данных, быстрый переход на различные уровни иерархии, выборка данных по различным условиям и признакам и др.

Пользователю предоставлены мощные средства графического представления данных: различные диаграммы, гистограммы, графики и их комбинации. При работе с графикой пользователь имеет в распоряжении те же средства манипулирования и селектирования, что и при работе с таблицами. Возможно также совмещение и связь таблиц и графиков на одной странице приложения.

Представленные выше, в рамках решения перечисленных задач, графические материалы являются лишь небольшой иллюстративной частью всего возможного объема графического анализа к каждой задаче. При достаточном уровне подготовки, пользователь самостоятельно, в соответствии со своими потребностями, в кратчайшие сроки будет способен анализировать нужные ему данные в необходимых разрезах и строить соответствующие диаграммы, гистограммы, графики и их комбинации.

Достигнутые результаты

Основные решения, заложенные в Систему, отрабатывались на прототипе. Анализ требований, создание прототипа и проверка на нем решений заняли менее 4 месяцев. Полученные при этом положительные результаты подтвердили эффективность Системы и обеспечили уверенность в целесообразности ее создания.

Опробация промышленного варианта Системы проводилась в режиме опытной эксплуатации, в ходе которой Система продемонстрировала высокую эффективность предлагаемых решений для выполнения задач Федерального Фонда ОМС.

Использование методологий построения Хранилищ Данных (DWM), внедрения готовых приложений (AIM) и методологии управления проектами (PJM), разработанных компанией Oracle, позволяет в предельно сжатые сроки получать высококачественное решение, наиболее полно отвечающее требованиям Заказчика.

Технические характеристики

Система реализована в архитектуре клиент-сервер.

В качестве сервера могут использоваться RISC или CISC-платформы под управлением ОС UNIX или Microsoft Windows NT; требуемая производительность и конфигурация сервера зависят от числа пользователей и объема информации в Хранилище Данных.

ПО сервера включает РСУБД Oracle Server или Oracle Server Enterprise Edition и МСУБД Oracle Express Server.

ПО рабочих станций включает Oracle Express Objects либо Oracle Express Analyzer под управлением ОС Microsoft Windows 95 и выше либо Microsoft Windows NT.

Рабочие станции связаны с сервером при помощи локальной вычислительной сети. Для обмена данными может использоваться практически любой стандартный транспортный протокол, например TCP/IP или IPX/SPX.

Разработчик

Проект реализован компанией "AviComp Services AG"

117606 Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д.84/2
Тел.: +007(095)436 09 45, 436 00 53, 913 21 66
Факс: +007(095)913 21 60
Адрес в Интернет: http://www.avicomp.ru

Оригинал статьи в формате Microsoft Word

 Обсудить на форуме   Написать вебмастеру 

© 2001 Interface Ltd